Дед Сергей пришёл домой к сыну и застал сноху не в настроении.

Дед Сергей пришёл домой к сыну и застал сноху не в настроении. Первая мысль была отругать Михаила, но быстро одумался: “Что я постоянно его виноватым делаю, не разобравшись, сразу его обвиняю, его жена ещё та штучка гонористая, если что не по ней, то надует губы и молчит, а ты думай, какая шлея ей под хвост попала”.
Сергей всегда говорил сыну: “Жена, как ребёнок, любит капризничать, ты не жди, когда она орать начнёт: или сразу уходи, или ублажай, улавливай вовремя, что она хочет”. Михаил всегда смеялся над отцовскими мудрыми советами и спрашивал: “А почему ты мамку не баловал, она всегда сама угадывала твоё настроение и угождала тебе, когда ты злился без причины”
“Поэтому тебе, сынок, и говорю, потому как сам рад бы своей Ниночке угодить, да некому угождать, некого обнять, успокоить. А ты лови момент, когда есть кому подчиняться, есть перед кем голову наклонить. Но знай, голову-то наклоняй, но на шею запрыгивать не разрешай, быстро на холке мозоль натрешь. Иди с женой рядышком и не спотыкайся, а то тут же оседлает”.

Но сегодня не спешил учить сына и успокаивать сноху, решил со стороны посмотреть, кто виноват.Оказалось, виноват был внук.
“Отец! Пашка наш женится, завтра с невестой приезжает. Она его старше на три года и дочку имеет четырёхлетнюю. А этот мурзик, как мартовский кот, словно девок никогда не видел, уцепился, не оторвать, Ну как его убедить, уговорить, чтобы не спешил с женитьбой? Ну какой из него отчим, он же ещё рубля не заработал, только отучился, он же пережеванное проглотить не может, а тут на тебе, жена и готовый ребёнок. А Тася по нему с ума сходит. Зачем холостому парню чужой ребёнок, если своих можно навалять сколько хочешь. Ей-то, конечно, хочется за такого замуж выйти, радуется, что на простачка напала”, – Ольга ругала сына и не хотела видеть в качестве своей невестки какую-то Дашу издалёка, если тут рядом живёт красивая умница Таисия, которая вернулась в село и устроилась работать преподавателем в школе-интернате.

“Я знаю, как поступить. Надо ни привета, ни ответа не выразить молодым, пусть поймёт городская, что её тут не ждут, что не очень-то радуются появлению неравной пары. Ишь ты!! охомутала молодого парня и думает, что ей с рук сойдёт! Нет уж, для нас он холостым останется до тех пор, пока не женится на себе равной”.
Быстро в уме построила план Ольга и приступила к его осуществлению.
Она не стала готовить праздничный стол. Для Таисии она достала бы заморской икры, но для городской проныры и такой стол сойдёт.
Приехали гости ближе в вечеру. Уставшие, но весёлые. Паша весь светился от счастья, что наконец-то приехал домой. Он очень соскучился по родным, друзьям и бане. Даша встала в дверях, стеснялась проходить без приглашения, а Ольга не спешила обнять сына. С ног до головы оглядела непрошенную гостью, её девчонку, а уж потом чмокнула Павла в щеку.
“Мойте руки. Если хотите, попозже сходите в баню, там сейчас отец с дедушкой. В общем, ты не чужой тут, хлопочи, как считаешь нужным”.

А уж потом она обратилась к незнакомке и язвительно спросила: “Ты и есть та Даша с ребёнком, я не ошибаюсь?”
Даша с первой минуты всё поняла, сердце ушло в пятки. Как неприкаянная, не знала, куда себя деть и как вести. Паша тоже заметил материнский сарказм и, обняв Дашу и Танечку, повёл в свою комнату.
Не успели вещи разложить, как пришли с бани родичи, которые, в отличие от Ольги, были гостеприимнее, добрее и веселее. Сергей тут же приказал жене: “Мать, давай на стол накрывай, гости долгожданные с дороги, голодные, да и мы после бани, сама понимаешь”.
“Ну не свинья ли мой муж-предатель? Какие же долгожданные?” – в сердцах подумала Ольга. Но делать нечего, скромненько накрыла стол, глядя на который, Паша очень удивился.
Даша ничего не ела, ей было очень обидно за такой приём, а ещё обиднее, что её, как будущую жену, не представил Павел.

Знакомство прошло спонтанно, неуклюже, не такого приема ожидала она.
Сергей налил всём бокалы вина, хотел сказать тост, но его осадила Ольга и взяла инициативу в свои руки.
– За тебя, сынок, за твой диплом и работу! Мы верим в тебя, что ты нас не подведешь.
Потом был ещё тост, еще и ещё, все пили за прекрасного Павла.Дочка начала засыпать за столом.
“А что я здесь делаю?” И внутренний голос ответил: “Уходи”.
Даша тихо спросила у Ольги Ивановны: “А можно уложить Танечку в кровать? Видите, она засыпает”.
Хозяйка молча встала из-за стола и кивком головы велела им идти за ней.
В маленькой комнате стояла небольшая кровать и тумбочка. “Вот здесь и будете спать. Бельё чистое”. Сказала и тут же вышла.

Даша, уложив дочь, горько заплакала. Была бы возможность, она уехала бы немедленно.
Ольга, вернувшись за стол, сказала, что Даша не вернётся, так как устала, просила её не беспокоить.
Павел, придя в свою комнату, Дашу не нашёл, а когда увидел, как она спит на самом краешке кровати с дочкой, решил её разбудить: “Дашенька, пойдём в мою комнату и Танечку я перенесу. Ты извини, я всё внимание родителям отдал, они ведь так долго меня не видели, так соскучились. Я оставил разговор по поводу женитьбы на завтра.”
Даша не спала всю ночь. Она вспоминала, как её встречала первая свекровь, как они проговорили всю ночь, а на утро, провожая их в город, свекровь плакала. Вспомнила своего первого мужа, которого очень любила. Даша сравнивала и делала выводы.
Рано утром нежеланная гостья подошла к хозяйке и предложила свою помощь. Ольга от своего плана не отступила, дала понять Даше своё нежелание видеть её рядом с сыном : “Ну что ты можешь помочь? Если только не мешаться под ногами со своей дочкой. Я уже всё приготовила, друзья и подруги Павла придут в гости, я люблю их встречать”.
Даша смотрела на женщину и думала: “Ну где та самая лучшая, добрейшая мама в мире? Где гостеприимство, открытость? Ведь совсем не трудно догадаться, что меня, как невестку, они не принимают и даже не считают нужным быть вежливыми, более человечными по отношению к выбору сына.
Неужели они думают, что я позволю себя унижать? Я просто-напросто молча уеду и тихо закрою за собой дверь”, – сама себе говорила Даша.

Павел словно не замечал настроения невесты. Всё внимание уделял родителям, которые дело не по делу вспоминали его детские шалости, приписывали к его характеру всякие достоинства, много смеялись и тут же могли прослезиться. Было видно, что они его очень любили и готовы были за него решать все вопросы, за него устраивать его личную жизнь.
Как-то вечером за ужином после очередной байки, мама стала грустной, как будто поймала другую волну воспоминаний и, глядя на Дашу, сказала: “Да, сыночек, закончилась твоя весёлая жизнь, прошли те времена, сейчас будешь спину гнуть, чтобы прокормить….” В воздухе повисла фраза “чужого ребёнка”.
Даша посмотрела на Павла, который тупо продолжал улыбаться, делая вид, что ничего не слышит, но, скорее всего, не хотел слышать. Мама своим недосказанностью сказала всё.

Даша хотела на утро уехать, но чем-то траванулась Танечка, и поэтому отьезд отложила.
Павел помогал отцу в строительстве летней кухни, не забывал навещать дедушку, вечером встречался с друзьями в бане, даже успел пару раз сбегать на рыбалку на заре. Работая, он отдыхал от городской суеты, он был счастлив, его все устраивало. Танечка днями игралась с котятами, так как больше никто, кроме мамы, на неё внимания не обращал. Все занимались своими делами, а за столом всё внимание уделяли сыночку.
Он убеждал Дашу, что она не так понимает маму, что всем она понравилась, считают с первой минуты знакомства своей, поэтому особо не подбирают слова, надо быть самой проще и веселее. Но Даше было непонятно, почему он не одернул маму, не выразил при ней, насколько сильно любит их и счастлив с ними. Он принимал мамины намёки с поникшей головой, вроде как ждал сочувствие к своей судьбе. И это очень обижало Дашу.

“Может быть, это была просто ревность к родителям, а может быть, желание услышать нужные слова от Павла, а он молчит, а может, мне что-то подсказывает сердце”, – в смятении думала Даша.
В очередной раз утром Дашу встретила недовольная Ольга. И чуть ли не воя начала причитать : ,,Ох как подумаю,что скоро сынок уедет, душа замирает, когда ему теперь отпуск дадут? От семьи лишний раз не оторвется. Ребёнок смотрю не очень здоровый у тебя, съела что-то и уже животом мается, придется ему плясать от вашего настроения, от вашего здоровья”. Охала, ахала Ольга Ивановна. Даша слушала, а потом сама не зная почему переключилась совсем на другую тему: ,,А давайте я приготовлю картошку по -французски.Меня моя мама научила, то есть свекровь. Я вышла замуж за Василия, ну ничего не могла готовить кушать, а она всему научила. Василий мой бы следователем, родители его воспитали порядочным, открытым, не мог он изворачиваться, врать, он меня любил больше всех на свете.

И в отличии вашего сына, не мог наедине дифирамбы петь, а когда вы стараетесь меня унизить, то словно я к нему не имею никакого отношения. Мама после гибели сына не думала дальше жить, но глядя на Танечку нашла в себе силы смириться со своей потерей. Муж ее поддерживал как мог,кстати тоже отчим для моего мужа. Мы для них весь смысл жизни, они хотят мне счастья и постоянно говорят, что надо выходить замуж,что ребенок не помеха, что я ещё молодая, да и ребёнку отец нужен. На счёт материальной стороны могу вас заверить, что вашему сыну не снился такой достаток. У моей свекрови со свекром бизнес, два обувных магазина в центре города. Танечке они купили квартиру в нашем городе, да и та, где собрался жить ваш несчастный сынок , тоже куплена на их деньги. А уж сколько они помогают, один Бог знает, так, что вашему сыну, спину гнуть не придётся и кормить чужого дитя в ущерб своему кошельку тоже не надо, себя бы прокормил, тем более я иду на повышение с окладом превышающим оклад вашего сына в три раза. И я рада, что вы меня не приняли, спасибо вам, вы мне открыли глаза на будущего мужа, теперь уже не мужа. Казалось бы, мне надо обижаться, а я радуюсь. Ещё не хватало бы, чтобы меня упрекали ребёнком, которого я люблю больше всех на свете . У меня был прекрасный муж, есть родители, самае лучшие свекровь и свёкор в мире, есть дочь, я закончила институт, знаю два иностранных языка, имею две квартиры, и я должна пресмыкаться и заглядывать вам в глаза, рот, ублажать вас, чтобы вы меня приняли в свою семью!!! Да и не надо! за ради Бога, мне ещё не хватало заиметь свекровь беспардонную и мужа, который находится под пятой мамаши. А теперь извольте откланяться. Спасибо за односпальную кровать с чистым бельём.Ну, а если желаете я сготовлю картошку по- французски, улыбаясь Даша с сарказмом смотрела на очумевшую свекровь. Уезжала гостья не попрощавшись с Павлом, она всегда думала, что сможет его полюбит, ведь он так добивался её, так ухаживал, дочка к нему присохла, но уезжая одна, поняла, что не пришло то время, когда надо бороться за свою любовь, по одной причине, ее нет, были одни мечты.