— Оля, где твой сын? — неожиданно спросил у супруги Николай, — какой? Которого ты четыре года назад в детский дом сдала! И ты ещё смеешь ставить мне условия? Ты запрещаешь моей дочери приходить к нам в гости? Ты какое моральное право имеешь что-то говорить моему ребенку? Ты действительно считала, что я об этом никогда не узнаю?
Ольга вышла замуж рано. Со своим первым супругом Андреем она в ЗАГС пошла по достаточно банальной причине: подвели контрацептивы, она забеременела. Ребёнка ни Андрей, ни Ольга не хотели, но под давлением родителей молодым людям всё же пришлось наспех «сколотить» отдельную ячейку общества и жить одной семьёй. Все прелести брака по расчёту Оля познала уже в первый год совместного проживания с Андреем. Муж пил, поднимал на неё руку, всячески унижал, лишний раз не забывая напомнить, кто она есть на самом деле.
— Затолкала меня пузом в ЗАГС и довольна, — ревел подвыпивший мужчина, — я тебя никогда не любил! Я с тобой встречаться-то начал, чтобы Светку забыть! Надеялся, что увидит она меня с тобой, поймёт, какого парня потеряла, и вернётся. Ты мне всю жизнь разрушила, я тебя ненавижу! Щенка этого тоже ненавижу! Глаза бы мои вас не видели!
Оля изо всех сил пыталась полюбить сына. С Никитой молодая мать проводила много времени. Она кормила, купала, переодевала ребёнка по инерции, только потому, что так надо. Никаких тёплых чувств к малышу она не испытывала. Единственным человеком, кому был Никита небезразличен, оказалась мама Оли, Валентина Тимофеевна. Бабушка внука очень любила. Если бы не она, то Оля рано или поздно навредила бы малышу.
— Оля, ну разве так можно? — говорила дочери Валентина Тимофеевна, — это же ребёнок твой, кровь твоя! Почему ты так к Никитке плохо относишься? Он ведь всё понимает. Он и болеет так часто только потому, что ты за ним должным образом не ухаживаешь. Зима на дворе, а он босиком носится по квартире. Что с тобой происходит? Почему ты так себя ведёшь?
— Оставь меня в покое, — рявкала Ольга, — не надо меня учить жизни, я сама знаю, как сына воспитывать. Умная такая? Забирай его себе, я наконец-то отдохну от вас всех!
Валентина Тимофеевна много раз пыталась взять Никиту на воспитание, но Андрей был категорически против. Женщина не понимала, почему зять себя так ведёт. Было видно, что ни жену, ни сына Андрей не любит. Только позже Валентина Тимофеевна поняла, почему так происходит: Андрей, пока сын живёт вместе с ним, может не работать, жить за счёт родителей, которые ежемесячно выделяют ему приличную сумму на содержание семьи.
Брак Ольги продлился недолго. Когда Никитке исполнилось три года, Андрей жене неожиданно объявил:
— Я тебя от тебя ухожу.
Оля поначалу слова супруга всерьёз не восприняла. Андрей и раньше частенько грозил разводом, но обычно дальше слов дело не заходило.
— Куда намылился? — поинтересовалась Ольга у супруга, — вещи собрать? Давай я помогу.
— Без тебя как-нибудь справлюсь, — усмехнулся Андрей, — я со Светой помирился. Мы решили попробовать ещё раз. Поэтому, дорогуша, теперь тебе придётся на работу выходить! Мать моя за эту квартиру платить больше не будет. Сына и тебя брошу, родители перестанут деньги давать. Мы со Светкой уезжаем на север, будем там новую жизнь устраивать.
Ольга испугалась. Как она останется одна с маленьким ребёнком на руках, без работы и без финансовой поддержки? Попыталась поговорить с мужем, долго уговаривала, плакала, просила остаться, но Андрей был непреклонен.
— Неужели ты так и не поняла, что не нужна мне? Я тебя не люблю и никогда не любил! В глубине души я надеялся, что Света всё же меня простит. Так и получилось, мы теперь снова вместе. Живи как хочешь, меня не ищи.
***
Андрей подал на развод. Ольга поначалу давать его супругу не хотела, но смириться со своим положением ей всё же пришлось. Андрею присудили алименты, и деньги на счёт теперь уже матери-одиночки поступили всего два раза. Потом горе—отец пропал с радаров. Ольга бегала к приставам, но те лишь пожимали плечами:
— Найти его не можем. Не знаем, где ваш бывший муж сейчас проживает.
После развода Ольга столкнулась с огромными трудностями. С квартиры пришлось съехать, она вернулась к матери. Валентина Тимофеевна первое время поддерживала дочь, надеялась, что Ольга возьмётся за ум, устроится на работу и займётся наконец-то воспитанием сына.
— Я всегда буду рядом, я всегда тебе помогу, — говорила дочери Валентина Тимофеевна, — не переживай. Вместе мы Никитку поднимем. Оль, только работу тебе нужно искать! На мою зарплату, к сожалению, трёх человек содержать просто невозможно.
— Отстань, — огрызалась Ольга, — я сама знаю! Придёт время, найду работу. Дай мне немного после тяжёлого развода отойти. Неужели тебе совсем меня не жалко? Меня муж бросил, я с ребёнком одна осталась! Вместо того чтобы как-то посочувствовать, ты меня грызёшь, на работу гонишь, куском хлеба попрекаешь!
— Да побойся Бога, Оля, — возмущалась Валентина Тимофеевна, — я же разве тебя попрекаю? Я просто помощи прошу. Ты весь день лежишь в кровати, ребёнок сам себе предоставлен, ты за ним не смотришь. Я прихожу с работы, Никитка весь грязный, голодный, за юбку мою цепляется и есть просит! Что ж ты за мать-то такая? Неужели тебе собственного сына не жалко?!
Оля к двадцати годам так и не научилась брать на себя ответственность. На работу она устраиваться не хотела, сын ей был неинтересен, а мать только раздражала своими бесконечными придирками.
После очередной ссоры Валентина Тимофеевна ушла к соседке — ей нужно было выговориться. Оля, воспользовавшись отсутствием матери, быстро собрала свои вещи, сына забрала и ушла. Молодая женщина решила податься в большой город и там попытать счастья. Чтобы были деньги на первое время, Ольга забрала всё ценное, что имелось у матери: золотое кольцо бабушки Валентины Тимофеевны. Ольга знала, что семейную реликвию можно выгодно продать, драгоценность стоила больших денег.
Устроиться на новом месте у Ольги получилось не сразу. Кольцо она продала, сняла квартиру и сразу же оплатила её на три месяца вперёд. Никитка, вырванный из привычной среды, стал доставлять матери много проблем. Оля постоянно на него срывалась, ребёнок рос, как сорняк. Собственной матери малыш был не нужен. Главной целью Ольги было удачное замужество, она не теряла надежды встретить обеспеченного, приличного мужчину, который смог бы сделать её счастливой. Только вот Никитка мешал. Все ухажёры, как только узнавали о том, что у их пассии есть маленький сын, исчезали. Всю злобу за неустроенную личную жизнь Ольга вымещала на сыне.
— Как же я тебя ненавижу, — орала на рыдающего ребёнка взбешённая мать, — всю жизнь ты мне испортил! Из-за тебя я с Андреем развелась, из-за тебя я будущее своё потеряла. Доучилась бы, вышла замуж за нормального мужика и жила бы сейчас, ни в чём себе не отказывая! Чтоб ты провалился, гадёныш!
Никитка с матерью прожил всего полгода, потом Ольга направилась в местный отдел опеки и написала заявление о том, что содержать ребёнка она больше не может. Никиту у матери забрали, ребёнок отправился в детский дом. Сотрудница органов разъяснила Ольге дальнейшие перспективы:
— Ребёнка вы всегда можете забрать, у вас будет ровно полгода на то, чтобы исправить сложную ситуацию. Устраивайтесь на работу, найдите более-менее постоянное жильё, потом возвращайтесь. Мы проверим условия, побеседуем с вами ещё раз, и сына вам вернём.
— Как получится, — ответила Ольга, — не будем загадывать. В детском доме Никита будет под присмотром, сыт, одет, накормлен. Когда финансовое положение моё улучшится, я его заберу. Может быть.
***
Николай недавно пережил болезненный развод. Супруга, с которой он прожил без малого пятнадцать лет, его предала — изменила и ушла к любовнику. Двенадцатилетнюю дочь Ирина забрала с собой. Юля стала в руках матери инструментом по выколачиванию денег, за каждое свидание с дочерью Николай должен был платить. Ирина прямо мужу об этом говорила:
— Хочешь Юльку увидеть? Пять тысяч мне переводи! Сейчас с деньгами не очень хорошо, Гера на работу до сих пор не устроился, поэтому денежки лишними не будут. Ты, Колька, отлично зарабатываешь, мне кажется, пять тысяч не пробьют брешь в твоём бюджете.
Николай платил, потому что встречи с дочерью мужчине были жизненно необходимы. С Ольгой Коля познакомился в баре. Мужчина никогда спиртным не увлекался, но в тот вечер неожиданно ощутил дикое желание напиться и забыться. Симпатичная девушка, которая сидела за соседним столиком, быстро привлекла его внимание. Перекинулись парой фраз, а и Ольга пересела к Николаю поближе. Так и начались их отношения.
От своей избранницы Николай правды скрывать не стал, рассказал ей всё честно. Оля, слушая Колю, сокрушалась:
— Я поверить не могу, что на земле есть такие женщины! Она собственного ребёнка тебе фактически продаёт, ты вынужден платить за то, чтобы повидаться с дочерью! Коля, у меня просто слов нет. Это не мать, это какая-то ехидна. Разве можно манипулировать ребёнком? Для женщины дочь или сын — самое дорогое, что есть на свете. Ни один мужчина с ребёнком не сравнится! Очень жаль, что у меня нет детей, я мечтаю познать радость материнства.
Ольга лукавила. На момент знакомства с Николаем женщина уже два года как была лишена прав на единственного сына Никиту. Она не навещала его, здоровьем не интересовалась. Ольга малыша вычеркнула из своей жизни.
Николая она охмурила быстро. Через несколько месяцев после знакомства мужчина сделал ей предложение, съехались, стали жить вместе. Ольга наконец-то ощущала себя счастливой: муж хорошо зарабатывает, не приходится думать о том, где брать продукты и на что покупать вещи.
Николай Ольгой был очарован. Он и подумать не мог, что его тихая, спокойная жена на самом деле — расчётливая хищница, которой неважно ничего, кроме денег. Юлю Николай частенько приводил в свою квартиру. В присутствии мужа Ольга вела себя просто замечательно: с девочкой сюсюкала, играла, ухаживала, проявляла заботу, внимание. Как только муж выходил из квартиры в магазин, показывала своё истинное лицо:
— Чего ты сюда приходишь, мерзавка? Неужели ты не видишь, что тебе здесь не рады? Запомни, я теперь семья для твоего отца. Я, а не ты! У нас скоро появится свой ребёнок, и отец про тебя забудет навсегда. Будешь со своей мамашей и отчимом жить!
Юля мачеху побаивалась. Пару раз девочка жаловалась отцу, но Николай дочери не верил:
— Солнышко, тебе, наверное, показалось, — говорил он Юле, — может быть, ты Олю не так поняла? Я не верю в то, что она тебя оскорбляет. Она тебя любит по-своему, она о тебе заботится, она готовит твои любимые блюда, мы вместе ходим в парк. Истинное отношение человека к другому человеку скрыть невозможно. Если бы она тебя ненавидела, то это было бы видно!
Ольга добилась своего — Юля стала отказываться гостить у отца. Встречались они теперь исключительно на нейтральной территории, проводили пару-тройку часов вместе, и Николай дочь отвозил домой. Оля потирала руки: осталось теперь забеременеть, чтобы окончательно Николая привязать к себе.
***
Валентина Тимофеевна несколько лет искала внука. Дочь она уже вычеркнула из жизни после кражи кольца, ничего общего с Ольгой женщина иметь не хотела. Её интересовал только Никита. Выйти на след беглянки помогла дочь соседки. Девушка как-то приехала навестить мать. На лестнице встретила Валентину Тимофеевну и удивилась:
— А я думала, вы переехали. Я почему-то была уверена, что Оля вас с собой забрала.
— Оля? — насторожилась Валентина Тимофеевна, — ты её видела? Где?
— Ну да, она в Питере живёт. Мы часто пересекаемся, по выходным встречаемся в кофейне одной, Ольга туда за пирожными приходит. Она замуж вышла, прибарахлилась, вся из себя такая светская дама. Одна уехала, вас с собой не позвала, что ли?
Валентина Тимофеевна вцепилась в рукав дочери соседки:
— Адрес! Адрес мне этой кофейни скажи, Нина! Оля несколько лет назад сбежала из дома, Никитку с собой забрала. Я столько времени его ищу! Мне бы только одним глазком на внука посмотреть, очень я за него переживаю!
Нина испугалась:
— Сейчас я вам адрес напишу. Если хотите, могу нарисовать, где Ольга живёт. Квартиру точно не знаю, а вот дом мне известен. Я её однажды провожала. Да там буквально два шага от кофейни, она пешком туда ходит. Хвасталась мне, в гости приглашала, хотела показать, как устроилась!
Валентина Тимофеевна всё бросила и поехала в Санкт-Петербург. По городу плутала целый день, пока наконец-то не нашла ту самую кофейню. Прохожие объяснили, как найти нужный дом. Подойдя к парадной, Валентина Тимофеевна замешкалась. Где искать Ольгу? По квартирам ходить, в каждую стучаться?
Валентина Тимофеевна отошла от двери и решила подождать. Вдруг кто-нибудь выйдет из парадной и даст ей наводку?
Николай был дома один. Ольга уехала в салон красоты, у неё как раз на вечер была запись. В дверь позвонили, мужчина пошёл открывать. На лестнице он увидел незнакомую женщину.
— Где Ольга? — врываясь в прихожую, крикнула Валентина Тимофеевна, — Никита! Где Никита? Немедленно позовите внука моего! Ольга здесь живёт? Ну что же вы молчите, отвечайте!
Николай не сразу среагировал — визит незнакомки мужчину ошарашил. Коля стал задавать вопросы, но ответа на них от гостьи добиться так и не смог. Валентина Тимофеевна твердила как заведённая:
— Покажите мне внука! Где Никитка? Без него я не уйду!
Кое-как успокоив встревоженную женщину, Николай наконец-то выпытал у неё правду.
— Получается, моя дочь теперь ваша жена, — объясняла ошеломлённому Николаю Валентина Тимофеевна, — я бы её не искала, если бы не внук. Она несколько лет назад сбежала из дома и Никитку с собой забрала. Я не знаю, где он. Я не знаю, что с ним. В квартире вашей его нет, вы о нём ничего не знаете. Где ребёнок, господи? Она, наверное, его в детдом сдала! Я почему-то уверена, что так и было! Сколько раз она грозилась…
— Подождите, Валентина Тимофеевна! Выпейте воды, успокойтесь, я сейчас Ольге позвоню, попрошу, чтобы она приехала. Вместе мы её расспросим.
Ольга домой возвращалась в плохом настроении. Муж позвонил ей и потребовал немедленно приехать. Она поначалу попробовала возмутиться:
— Коля, я ещё не закончила, буду примерно через час.
— Немедленно домой, — отчеканил Николай, — быстро! Чтобы через пятнадцать минут была здесь!
Что-то в голосе мужа заставило Олю его послушаться. Наспех просушив ногти, женщина вызвала такси и поехала домой. В своей квартире мать она не ожидала увидеть. Валентина Тимофеевна, измученная неизвестностью, зарыдала и кинулась на дочку с кулаками:
— Где ребёнок? Немедленно отвечай! Где Никита?
Ольга, отбиваясь от матери, заорала:
— И здесь ты меня нашла! Господи, как ты мне надоела! Когда ты меня в конце концов оставишь в покое? Нет Никиты, поняла меня? Нет! В детдом я его сдала, четыре года почти он там живёт! Зачем ты приехала? Жизнь мне портить? Одного раза тебе было мало? Убирайся прочь!
Николай был неприятно поражён правдой, которую ему открыла Валентина Тимофеевна. Ольгу он тут же выгнал. А вот тёще позволил остаться. Три дня Валентина Тимофеевна потратила на поиски внука, но благодаря Николаю Никиту она всё же нашла. Теперь женщине предстоит долгая борьба за единственного внука, она надеется, что в этом сражении одержит победу. Николай подал на развод, жить с Ольгой он не захотел. Жену мужчина не простил.